Дон Жуан де Марко (1995)

Твитнуть Дон Жуан - самый известный литературный персонаж в Испании. Соперничать с ним может только Дон Кихот. Но если с последним все понятно, недаром роман Сервантеса считается одной из самых часто издаваемых книг в мире, то подлинная история Дон Жуана для многих остается загадкой. В мировом искусстве существует столько интерпретаций этого образа, что легко сломать голову. В классических постановках и даже в комическом кукольном спектакле Мариинского театра Дон Жуана можно увидеть во многих самых известных и популярных постановках мира. <В мюзикле года он - образованный, но сладострастный молодой человек, который влюбляется в девицу Мари, а в "Маленьких трагедиях" Пушкина Дон Жуан, который умирает, пожимая руку статуе полководца.

В сегодняшнем материале я попытаюсь шаг за шагом восстановить историю знаменитого севильского соблазнителя, а также объяснить, как и почему его образ трансформировался с течением времени.

Начнем с того, что правильное имя Дон Жуана вовсе не Хуан, а Хуана, потому что родился он в Испании, точнее, в городе Севилья, где сегодня стоит памятник величайшему герою-любовнику всех времен. Итальянцы называют его Дон Жуаном, что легко заметить, если изучить репертуар оперных театров.

В переводе на русский Дон Жуан может называться просто Дон Иван, и здесь ассоциации с чеховским "Дядей Ваней", как говорится, неизбежны. Русское произношение Дон Жуана связано с тем, что этот персонаж пришел к нам из французской литературы.

Александр Пушкин, который знал не только французский, но и русский, а также испанский, не рискнул назвать ключевого персонажа "Каменного гостя" Дон Жуаном. Поэт мудро счел это имя неблагозвучным и назвал главного героя Дон Жуаном. К сожалению, другие писатели не поддержали инициативу Пушкина, и в русской традиции Дон Жуан так и остался Дон Жуаном. Вопрос, который, наверное, занимает мысли каждого.

Хотя абсолютных доказательств этому нет, считается, что прототипом всемирно известного персонажа был Хуан Тенорио - придворный короля Педро Жестокого, взошедшего на престол в году.

Достоверных сведений о жизни этого благородного сеньора нет, но легенды, связанные с ним, начали распространяться по Андалусии уже в конце XIV века. Когда оскорбленный отец попытался вступиться за честь своей дочери, Хуан заколол его своим мечом. Возмездие не заставило себя ждать. Францисканцы заманили Тенорио в монастырский сад и быстро убили его.

Чтобы впоследствии не было неприятностей, братия распространила слух, что развратник был отправлен прямо в ад статуей командора, восставшего из мира мертвых. Вскоре история о страшной смерти дона Хуана Тенорио стала популярной и, как водится, обрастала множеством интересных подробностей. Поэты тут же начали слагать на ее основе баллады и стихи. И, что интересно, до XVII века это были не любовные драмы, а ужастики, как их называют сейчас!

То, что Дон Жуан пытался соблазнить дочь командора, никого не интересовало! Литературные умы были захвачены историей о насмешнике, который неуважительно отнесся к миру мертвых, за что поплатился и был брошен в ад.

Сюжет первых народных баллад был примерно таким: Дон Жуан убивает командора, через некоторое время возвращается в Севилью, находит на кладбище или в часовне череп своего поверженного врага и, взяв его, предлагает мертвецу прийти на обед. Дальше - предсказуемый результат. Каменный гость прибывает, а насмешник низвергается в ад.

Финита ля комедия. У него была поистине гениальная идея совместить в одном рассказе сразу две сюжетные линии: оскорбление мертвеца и соблазнение женщин. Считается, что Тирсо де Молина взял за основу старую легенду о доне Хуане Тенорио и дополнил образ главного героя чертами другого реально существовавшего человека - Мигеля де Маньяра, жившего в Севилье в начале XVII века. Мигель был распутником и отчаянно соблазнял как простолюдинов, так и знатных дам.

Но однажды его посетило страшное видение: благородный сеньор увидел собственные похороны. После этого он раскаялся, построил больницу для бедных и начал вести праведную жизнь.

Так что же происходит в трагедии Тирсо де Молина "Севильские злоключения"? В ней есть такая драма-драма, которой должны завидовать создатели мыльных опер. У главного героя здесь все еще есть фамилия.

Его зовут Хуан Тенорье. В начале истории он под покровом ночи соблазняет герцогиню Изабеллу, выдавая себя за ее жениха герцога Октавио. Обман раскрывается, и распутник вынужден бежать из Севильи. В изгнании ему удается соблазнить молодую рыбачку Тисбею, которую он вскоре бросает. Вернувшись в Севилью, Дон Жуан узнает, что король Альфонсо Кастильский планировал выдать его замуж за Анну, дочь знатного командора Гонсало де Ульоа, но, узнав о соблазнении Изабеллы, передумал и теперь собирается заставить распутника жениться на соблазненной им герцогине. <Тем временем Анна сама влюблена в друга дона Хуана, маркиза де ла Мота. При посредничестве Хуана она договаривается с маркизом о встрече в полночь и просит его прийти на встречу в разноцветном плаще. Но вместо маркиза к Анне приходит Дон Жуан. Там его застает отец девушки, происходит знаменитая дуэль, и севильский соблазнитель убивает командора Гонсало. По сюжету Дон Жуан соблазняет другую девушку, но под давлением короля решает жениться на герцогине Изабелле. Накануне свадьбы распутник посещает часовню, где похоронен командор Гонсало, дергает статую за бороду и приглашает ее на ужин.

Появляется командор, ведет Дон Жуана в склеп, просит поднять надгробие, под которым обнаруживает стол с адскими яствами. Ну, а затем развратника бросают в подземный мир. История Тирсо де Молина понравилась и публике, и литераторам. Он, как говорится, придумал универсальную формулу, в которой сочетаются любовь, приключения, мистика и смерть. Все последующие адаптации истории о Дон Жуане были всего лишь адаптациями уже известного сюжета.

Пушкин, например, избавился от лишних персонажей в "Каменном госте": в "Донне Анне" она стала не дочерью, а вдовой командора, и Дон Жуан пришел к ней не просто так, а потому что сгорал от страстной любви.

Сейчас он уже не просто развратник, авантюрист и насмешник, вступивший в конфликт с миром мертвых и наказанный за это. Новый Дон Жуан - это бунтарь, философ и одиночка, презирающий лицемерное общество своего времени и прославляющий чувственную любовь. <Лорд Байрон заслуживает нашей благодарности за эту новую интерпретацию севильского соблазнителя: он первым придал Дон Жуану узнаваемые черты романтических героев XIX века. Кстати, многие из них присущи и классическим героям русской литературы: Онегин, Чацкий или Печорин.

Кадр из фильма "Дон Жуан де Марко" И да, именно роман Байрона в стихах вдохновил создателей фильма "Дон Жуан де Марко" с Джонни Деппом в главной роли: он также обретает свою первую любовь в объятиях дона Юлия, затем становится любовником султана и живет как девушка в гаремном платье. Даже образ истинной возлюбленной героя, донны Анны, сценарист и режиссер фильма Джереми Левин скопировал с героини романа Байрона, гречанки Гиды, жившей на маленьком неизвестном острове.

В фильме истинная возлюбленная героя, донна Анна, живет на маленьком неизвестном острове.

Как бы то ни было, за три столетия Дон Жуан превратился из простого насмешника и героя страшной истории в сложного трехмерного персонажа, чью историю можно интерпретировать практически любым образом.

Каждый из них имеет свою историю.

Одни авторы останавливаются на темах мистики и загробной жизни, другие делают акцент на амурных приключениях, третьи рассказывают философскую притчу об одиноком бунтаре, который наслаждается своими любовными приключениями лишь до тех пор, пока не может найти свои истинные чувства. И кто знает, возможно, в будущем Дон Жуан приобретет совершенно иные черты - здесь все в руках писателей, сценаристов и режиссеров.

Кто знает, возможно, в будущем Дон Жуан приобретет совершенно иные черты - здесь все в руках писателей, сценаристов и режиссеров.

Понравился ли вам материал? Присоединяйтесь к нам на Facebook Поделитесь с друзьями.

Навигация

thoughts on “Дон Жуан де Марко (1995)

  1. Присоединяюсь. Я согласен со всем выше сказанным. Давайте обсудим этот вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *